В малом зале Тверской областной картинной галереи (бизнес-центр «Донской») открыта выставка, посвященная искусству художественного воплощения в театральных образах и декорациях. В экспозицию вошло около тридцати произведений известных русских художников, в разное время вдохновлявшихся темой театра. Некоторые из них экспонируются впервые.
Искусство театральной декорации имеет богатую историю. У его истоков стоит древнегреческая сценография. Развитие театрального искусства в России берет свое начало в XVIII веке. Во второй половине XIX века в Академии художеств был открыт отдельный класс для художников-декораторов. В искусстве XX века тема театра и театральных декораций занимает особое место. Художники неоднократно обращались к ней в своих произведениях.
Театр – это синтез искусств. Актерское мастерство, танец и вокал на сцене выступают в единстве с творчеством художников-сценографов. Художественный образ спектакля всегда оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Роль художника в воплощении этого образа крайне важна. Задачей декоратора является не только создание убедительного фона для театрального действия, но и раскрытие эстетического замысла режиссерской постановки. Своеобразным композиционным акцентом экспозиции выступают две большие живописные работы Б.А. Мессерера «Канкан» и «Фокстрот» (1990) — фантазийные эскизы на тему балета Д.Д. Шостаковича «Клоп». Они создают оригинальные ритмичные образы танцующих пар. Без внимания зрителя не останутся и яркие эскизы Н.А. Мацедонского к оперетте И. Кальмана «Принцесса цирка» (1946).
Известный советский график Г.Л. Ратнер почти 8 лет работал театральным художником в Калининском областном драматическом театре. Он создал декорации для более чем двадцати спектаклей, в том числе по пьесам Ю. Смуула и М.А. Булгакова. Экспозиция дополнена экслибрисами автора, близкими по стилистике его театральным работам. Особый интерес представляют эскизы театральных постановок, выполненные в середине XX века одним из крупнейших советских живописцев А.Н. Самохваловым, произведения которого хранятся и экспонируются в десятках музеев нашей страны. Акварельные композиции В.А. Фаворского и В.Б. Эльконина для спектакля «Фархад и Ширин» по пьесе С. Вургуна в Калининском областном драматическом театре (1946-1947) рождают в воображении поэтичный образ древней восточной легенды о вечной любви. Выставка дополнена произведениями декоративно-прикладного искусства, посвященными театральной тематике. Здесь можно видеть декоративное блюдо «Театр» (1972) Н.А. Коковихина и декоративный ансамбль «Арлекины» (1973) Л.С. Солодкова, признанных мастеров декоративно-прикладного искусства, работавших на Конаковском фаянсовом заводе. Также экспонируются портреты-шаржи театральных деятелей К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда и И.М. Москвина (1935), выполненные П. Н. Крыловым, М. В. Куприяновым и Н. А. Соколовым, творческим коллективом советских художников, работавших под псевдонимом «Кукрыниксы». Представленные в экспозиции произведения открывают малоизвестные страницы творчества деятелей русского искусства XX века, для которых театр служил источником вдохновения и делом жизни.